Школьная библиотека
Перед современной общеобразовательной школой стоит важнейшая задача – научить школьников ориентироваться в массе информации, подготовить к жизни в условиях информационного общества. Существенную роль в этом играет библиотека. Необходимость специальной информационной подготовки человека к жизни в информационном обществе – главная проблема современности, поэтому главным направлением работы школьной библиотеки, как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в учебно – воспитательном процессе.
Школьная библиотека является центром нашего образовательного учреждения. Она функционирует как традиционная библиотека.
Главной задачей школьной библиотеки является оказание помощи учащимся и учителям в учебном процессе.
Задачи
библиотеки:
1. Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя:
обучение пользованию носителями информации, поиску, отбору, активной
гражданской позиции.
2. Совершенствование идеологической и идейно-воспитательной работы.
3. Способствовать привитию навыков здорового образа жизни.
4. Прививать любовь к книге, чтению: «Человек читающий – человек успешный».
5. Выявление информационных потребностей и удовлетворение запросов
педагогических кадров школы в области новых информационных технологий.
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕКИ
- Оказание методической консультационной
помощи педагогам, учащимся, родителям в получении информации из
библиотеки.
2. Создание условий для учителей в получении информации о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения.
3. Создание условий учащимся, учителям, родителям для чтения книг, периодики.
4. Формирование, комплектование и сохранность фонда.
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ БИБЛИОТЕКИ
- Образовательная – поддерживать
и обеспечивать образовательные цели, сформулированные в концепции школы и
в школьной программе.
2. Культурная – организовывать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию учащихся.
Библиотека находится в здании школы и занимает помещение площадью 27м2. Имеет абонемент для младших и старших школьников. Оборудован книжными стеллажами, книжными шкафами и полками. Библиотека оснащена компьютером.
В МБОУ "Юманйская СОШ им. С.М.Архипова" 1 библиотека: абонемент ( 2672 ед. учебной литературы, более 3 тыс. ед. художественной литературы, 152 ед. методической литературы на печатных носителях и более 100 ед. электронных образовательных ресурсов)
Моя профессия – школьный библиотекарь
Да кто же он такой библиотекарь?
Чудак, Фанатик? Странный человек?
Всегда серьезный и дотошный лекарь
Старинных книг и пухлых картотек!
Вы так решили, опуская лица
В тяжелый, надоевший полке тем,
А мне, скажу во век не надивиться
Его святым, бесхитростным трудом!
Заведует школьной библиотекой – Ундрицова Альбина Анатольевна. Она активно работает по привитию у детей любви к книге, чтению, по расширению кругозора, воспитанию бережного отношения ко всем видам печатной продукции.
Режим работы библиотеки:
с 9.00 ч. до 12.30 ч.
Выходной день – воскресенье
Последний день месяца – санитарный день
Локальные акты, регламентирующие работу библиотеки:
– Положение о библиотеке
– Должностные инструкции работников библиотеки;
Правила пользования библиотекой ОУ
- Заходя в библиотеку поздоровайся со всеми
- Прочитанную книгу не бросай, а аккуратно положи на стол
- Четко и внятно назови свой класс и фамилию, чтобы библиотекарь вычеркнул книгу.
- Выбирая новую книгу всё делай аккуратно, книги не разбрасывай.
- В библиотеке не шуми, не кричи, не бегай.
- Книги сдавай вовремя, не позднее 14 дней.
- С книгами обращайся аккуратно.
- Уходя, обязательно попрощайся
Правила обращения с книгой
- Книга не должна мокнуть – от этого коробятся страницы, разбухает и расслаивается переплет.
- Идешь в библиотеку – положи книгу в пакет, который защитит ее от дождя и снега.
- Не читай во время еды. Если класть книгу рядом с тарелкой, на страницах появятся жирные пятна, которые невозможно очистить.
- Прежде чем начать читать книгу, оберни ее бумагой или надень обложку.
- Книга боится рассыпаться на отдельные листочки. Не бросай раскрытую книгу вверх переплетом, не загибай страниц. Пользуйся закладкой.
- Если хочешь нарисовать что-то или записать, когда прочитал книгу, сделай это в альбоме или специальной тетради.
- Не разбрасывай книги – ты можешь их потерять, их может погрызть собака, разорвет страницы котенок.
- С книгами обращайся аккуратно.
Читатели обязаны:
- соблюдать правила пользования библиотекой;
- бережно относиться к произведениям печати, полученным из фондов библиотеки (т.е. не делать в них пометок, подчеркивании, не вырывать, не загибать страницы);
- возвращать их в установленные сроки, не выносить из помещения библиотеки, если они не записаны в читательском формуляре;
- при получении произведений печати читатель должен тщательно их просмотреть и в случае обнаружения каких-либо дефектов сообщить об этом библиотекарю, который обязан сделать на них соответствующие пометки;
- не нарушать порядок расстановки литературы в фонде открытого доступа;
- соблюдать в библиотеке тишину и порядок работы, не вносить большие портфели и сумки в помещение библиотеки;
- при выбытии из школы вернуть в библиотеку числящиеся за ними издания и другие документы;
- личное дело выдается выбывающим учащимся только после возвращения литературы, взятой на абонементе библиотеки, выбывающие сотрудники школы отмечают в библиотеке свой обходной лист.
- при утрате и неумышленной порче изданий и других документов заменить их такими же, либо копиями или изданиями, признанными библиотекой равноценными.
- стоимость утраченных, испорченных произведений печати определяется библиотечным работником по ценам, указанным в учебных документах библиотеки, с применением коэффициентов по переоценке библиотечных фондов.
- при нарушении сроков пользования книгами и другими документами без уважительных причин к читателям в установленном порядке могут быть применены административные санкции
Документы учета и контроля:
– Книга суммарного учета основного фонда;
– Инвентарные книги;
– Журнал учета книг, принятых взамен утерянных;
– Книга суммарного учета учебников;
– Журнал выдачи учебников по классам;
– Папка с копиями накладных и счетов;
– Акты списания.
Библиотека работает по плану, утвержденному директором школы.
Учащиеся пользуются учебной литературой, имеют возможность посещать читальный зал, где готовятся к занятиям, собирают материал для рефератов и сообщений, читают энциклопедии и журналы.
В течение года с учащимися проводятся библиотечно-библиографические занятия с целью – научить самостоятельно и правильно работать с книгой, периодическими изданиями, познакомить со справочной литературой и научить ею пользоваться.
Историко-литературные даты – неотъемлемая часть библиотечной работы. Надежда Васильевна знакомит читателей с имеющимися изданиями по различным темам, регулярно меняет красочные выставки к юбилейным датам поэтов и писателей, к историческим датам, что привлекает внимание учащихся и учителей к деятельности и фонду библиотеки.
В библиотеке работает «Книжкина больница»
Как и в больнице, главный врач – библиотекарь, а дети – медсестры и медбратья. Ребята с большим удовольствием «лечат» немало книжек. Дети научились заново подклеивать оторванные книжные странички, менять испорченную обложку, а где возможно, подклеить.
Книга – надежный, верный друг – всегда ждет Вас в школьной библиотеке!
Экскурсия по библиотеке
Ежегодно проводится для первоклассников. Они знакомятся с библиотекой и правилами пользования книгой.
Родительский лекторий
Что вы делаете для того, чтобы отвлечь своих детей от компьютера и привлечь к книге?
Ребёнку нужно как можно чаще читать стихи – Пушкина, Есенина, Шекспира, кого хотите. Оказывается, стихотворный ритм развивает мозг маленького человечка. И в дальнейшем это так глубоко усваивается, что он потом обязательно будет читать книги и любить их. Такая методика срабатывает.
И ещё совет: нужно обязательно каждый день читать ребёнку книги, например на ночь. Это не просто совместное времяпрепровождение. В такие минуты формируется связь родителя с ребёнком. Кроме того, во время такого общения вы передаёте ребёнку свои знания. Надо помнить, что в первую очередь любовь к книге прививают родители, бабушки и дедушки.
Чтобы ребёнок читал, надо чтобы он вырос среди книг.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся
№ |
Наименование образовательного ресурса |
Ссылка |
1 |
Министерство образования и науки Российской Федерации |
|
2 |
Федеральный портал "Российское образование" |
|
3 |
Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" |
|
4 |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов |
|
5 |
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов |
|
6 |
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики |
Собственные электронные образовательные и информационные ресурсы
Сторонние электронные образовательные и информационные ресурсы
− Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (https://minobrnauki.gov.ru/);
− Министерство просвещения Российской Федерации (https://edu.gov.ru/);
− Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (obrnadzor.gov.ru/);
− Федеральный портал «Российское образование» (http://www.edu.ru/);
− Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://window.edu.ru/);
− Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/);