Интервью министра образования и молодежой политики В. Иванова газете «Республика»

В последнее время тема модернизации образования - одна из самых обсуждаемых в России. На всенародное рассмотрение был вынесен проект закона «Об образовании в Российской Федерации». Предстоящие изменения в системе образования волнуют и педагогов, и родителей учащихся. Сегодня гость нашей редакции - министр образования и молодежной политики Чувашской Республики Владимир Иванов.

– Владимир Николаевич, как идет модернизация образования в Чувашии?– В Чувашии около 500 школ и более 400 детских садов, 25 вузов, 27 учреждений среднего и 17 учреждений начального образования. Это большая армия педагогов и детей. Так, только в школах республики обучается более 127 тыс. человек. В последние годы, благодаря реализации различных федеральных и республиканских программ, инновационных проектов в систему образования республики были привлечены значительные средства. Это позволило усовершенствовать школьную инфраструктуру. Сегодня почти 92, 3% детей обучаются в современных условиях, получая качественное образование. Свидетельством тому - стабильно высокие результатами ЕГЭ наших выпускников, достижения наших ребят на всероссийских предметных олимпиадах. По сравнению с прошлым годом, кстати, число победителей и призеров этих олимпиад стало вдвое больше: в 2010 – 16 школьников, а в 2011 году - 31. Более 90% старшеклассников обучаются в профильных классах или в классах с углубленным изучением отдельных предметов. Профильное обучение помогает ребятам определиться с выбором будущей профессии и целенаправленно идти к своей цели. Ведется работа по совершенствованию организации школьного питания, развитию дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.Главная наша задача сегодня - продолжить работу по повышению качества образования, используя кадровый, управленческий, материально-технический потенциал.

– Какие вопросы еще удалось решить в этом году?– В этом году произошли особенно значимые изменения. Принят Комплекс мер по модернизации общего образования. В 2011 году на реализацию этих мероприятий направлено более 408 млн. рублей, из них 134 млн. - на повышение заработной платы. В течение 2011 года она повысится в среднем на 30%. В результате впервые в истории современной Чувашии средняя учительская зарплата превысит среднюю зарплату в экономике и составит ориентировочно 13900 рублей (106% к уровню средней заработной платы в экономике за 1 квартал 2011 года). Особо хочу подчеркнуть, что руководство республики изыскало возможность повысить заработную плату не только учителям, но и другим педагогическим работникам - педагогам-психологам, социальным педагогам, а также, что очень важно - воспитателям и другим педагогическим работникам детских садов. Значительные средства будут направлены на укрепление материально-технической базы. С начала нового года обновился парк школьных автобусов. В День учителя Президент Республики вручил ключи от новеньких машин директорам 34 школ, а всего в 2011 году будет закуплено 64 автобуса. Впервые в Чувашию поступит более 700 автоматизированных рабочих мест для учителей начальных классов, куда входит компьютер, проектор с экраном, сканер, копир, принтер. Современной компьютерной техникой будут оснащены основные школы, девятилетки, библиотечный фонд пополнится новой художественной литературой. Достаточно большие ресурсы будут направлены на обеспечение энергоэффективности, что даст в дальнейшем возможность экономить тепло и электроэнергию.

– Поговорим о квалификации учителей… – Отмечу, что значительные средства выделяются на повышение квалификации учителей. Сегодня в системе образования трудится более 11 тыс. педагогических работников, из них около 10 тыс. – учителя. В республике 75% учителей имеют квалификационные категории, в том числе 17% – высшую квалификационную категорию. Это важный потенциал для дальнейшего развития системы образования, который мы будем поддерживать и развивать. В процедуре аттестации учителей также происходят изменения. Раньше учителя должны были проходить тестирование, экзамен по различным предметам, в том числе на IT-компетентность. Сегодня планка требовательности поднимается уже с точки зрения педагогического сообщества. Уровень квалификации будет оценивать экспертное сообщество. В основном аттестацию будут проводить наиболее квалифицированные учителя. Это, во-первых, даст возможность повысить ответственность самого педагогического сообщества, и во-вторых сделает оценку труда учителей более качественной и объективной. Считаю, что труд учителей надо изучать непосредственно в школе, а не по бумагам. Есть интересные наработки и во внедрении новых методик и технологий в образовательный процесс. Группой учителей разработаны методички, которые мы условно называем путеводители. Это дает возможность обеспечить каждому ученику, по желанию, индивидуальную траекторию обучения, что особенно актуально в старших классах, когда ребята должны определиться с выбором профессии. Это перспективное направление, мы находимся только в начале пути. В 2011 году три школы Чувашии выиграли гранты в размере по 200 тыс. рублей для поддержки этого направления.

– Что происходит в системе профессионального образования? – В ближайшее время и в системе профессионального образования должны произойти серьезные изменения. Это коснется и общеобразовательных школ. Речь идет о необходимости повысить статус рабочих профессий – с учетом того, что на рынке труда более востребованы рабочие профессии, а квалифицированных специалистов мало. В системе общего образования необходимо возродить инженерные классы, часть учеников после 9 класса направлять в учреждения среднего профессионального образования. Таким образом, учащиеся на базе начального и среднего профессионального образования могли бы получать как рабочие профессии, так и специальности среднего профессионального образования, чтобы потом без сдачи ЕГЭ поступать в учреждения высшего профессионального образования по сокращенной программе. Это позволит ребятам выстроить свою образовательную траекторию таким образом, чтобы за 6 лет иметь возможность получить три диплома – о начальном, среднем и высшем профессиональном образовании. Сегодня немало нареканий в адрес профессионального образования, в том числе высшего. Рынок труда перенасыщен специалистами гуманитарного профиля, юристами, экономистами. В Чувашии действует Республиканская целевая программа развития профессионального образования. Одна из ее задач – поднять статус инженерно-технических специальностей. Программой предусмотрено изменение сети учреждений начального и среднего профессионального образования, оптимизация сети учреждений высшего профессионального образования. Приятно отметить, что конкурс на технические специальности повысился. Например, в этом году конкурс на стройфак в ЧГУ составил 6, 5 человек на место. Это говорит о том, что инженерно-технические специальности становятся востребованными. В этом немалая заслуга и деятельности техникумов и колледжей, выпускники которых получили возможность поступить в вуз на основе собеседования и конкурса документов. Благодаря принимаемым мерам, надеюсь, нам удастся обеспечить рынок труда востребованными специалистами.

– Владимир Николаевич, что вы можете сказать о ЕГЭ?– Проблема ЕГЭ – очень актуальна. От эксперимента мы уже перешли к штатному режиму. Но к ЕГЭ до сих пор неоднозначное отношение. ЕГЭ дает объективную картину, но только в разрезе требований, которые предъявляют тесты и контрольно-измерительные материалы. Поэтому возникают сложности и недовольство среди учащихся и их родителей.В целом же по результатам ЕГЭ наши школьники поступают в вузы не только республики, но и в престижные российские вузы. После окончания кто-то из молодых специалистов возвращается в республику, а кто-то уезжает на работу в другие регионы. В этом есть и преимущество, и недостаток, но в целом, я считаю, для ребят это позитивно.Что касается отношения к самому ЕГЭ, то если экзамен будет одним из инструментов измерения результатов на выходе из школы наряду с другими, то общество станет воспринимать его более позитивно.Оценить качество обучения поможет внутренний мониторинг самого образовательного учреждения: в начале и в конце учебного года, и на основе динамики показать свои достижения. Это позволит оценивать и труд учителя и школы более объективно. Конечно же, к оценке деятельности школы должны привлекаться и общественные институты. Вкупе с этими инструментами ЕГЭ может стать хорошим показателем доступности качественного образования.

– Много ли молодых учителей сейчас работает в школах?– Потребность в молодых специалистах была и остается. Она связана с тем, что долгое время не было обновления кадров. Сегодня доля молодых учителей в школах республики со стажем до 5 лет составляет всего 6, 4%. Для их привлечения школы предпринимаются определенные меры. Прежде всего, это повышение доли стимулирующей части для молодого учителя. В Чебоксарах, например, также принято решение выплачивать 1 тыс. рублей дополнительно, кроме стимулирующей части. Многие школы идут по пути установления надбавок для молодых специалистов с таким расчетом, чтобы поднять зарплату до средней по школе. Тем самым создаются привлекательные условия для молодых педагогов.Для сельских школ разрабатывается специальная программа поддержки молодых учителей. Сюда относится и Указ по поддержке молодых семей в части компенсации процентной ставки по ипотечным кредитам, который на днях подписал Президент Чувашии Михаил Игнатьев. В проекте программы по поддержке молодых учительских семей говорится, в частности, о строительстве учительских домов.

– Есть ли положительные сдвиги в обеспечении дошкольников местами в детских садах? – Обеспечение доступности дошкольного образования – одна из наиболее сложных проблем. Совместно с органами местного самоуправления пытаемся решить ее четырьмя путями. Первый - строительство новых детсадов. В 2011-2014 годах в республике будет построено 24 новых здания и 4 пристроя к действующим детсадам. Это позволит создать 4570 дошкольных мест. Второй - возвращение ранее перепрофилированных детсадов. Запланирована реконструкция 20 зданий, это даст дополнительно еще 2890 мест. Замечу, что по этим направлениям есть хорошая финансовая поддержка - для повышения доступности дошкольного образования правительством республики принят ряд нормативных документов об увеличении финансирования на строительство новых и реконструкцию перепрофилированных зданий дошкольных образовательных учреждений.И, наконец, третье направление - создание дошкольных групп в школах, в основном в сельской местности, где они загружены на 75-80%. Такой опыт у нас уже есть: сегодня 40% школ имеют дошкольные группы. Здесь важна и преемственность: ребенок знакомится с классом, где будет учиться, учителя ведут подготовку будущих первоклассников. Мы также планируем открывать домашние и семейные детские сады как структурные подразделения дошкольных образовательных учреждений. В настоящее время в республике работают 11 семейных и 2 домашних детских сада в городах Чебоксары, Новочебоксарск и Ядринском районе.Продолжится в Чувашии и реализация проекта, о котором вы говорили - по выплате денежной компенсации малоимущим семьям, в Чебоксарах, Канаше и Чебоксарском районе. Сегодня здесь пособие ежемесячно получают 3756 семей.

– В последнее время активно обсуждается проект закона «Об образовании в Российской Федерации».– Этот законопроект вызвал огромный интерес в обществе. Но не все четко понимают предстоящие изменения. Дело в том, что проект закона открывает новые возможности для обучения наших детей, для самого образовательного учреждения. Самое главное – система образования останется бесплатной и доступной. В проекте закона есть много спорных моментов. Они активно обсуждались учителями Чувашии, в том числе на августовской конференции. Все предложения были обобщены и направлены в Москву для доработки.Образование всегда в приоритете у государства. Просто возможности для его развития в разные годы были разные. У государства сейчас появилась возможность солидной поддержки системы образования – чтобы повысить зарплату учителям и укрепить материально-техническую базу школ. Таких больших вливаний за последние двадцать лет в сфере образования не было.