Дошкольник, к школе готов? Комплексно готов!
Когда речь заходит о новом образовательном стандарте, чаще всего звучат фразы о формировании у учащихся начальной школы «универсальных учебных действий», «способности личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта». В переводе со специфического психолого-педагогического языка это значит, что образование в школе после введения нового образовательного стандарта направлено на развитие у детей способностей, которые формируют «УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ» или «способности к обновлению умений». Готов ли выпускник дошкольного образовательного заведения, будущий первоклассник, к тому, чтобы приобрести один из важнейших в человеческой жизни навыков?
Исследования готовности детей к школьному обучению показали, что она должна рассматриваться как комплексное понятие. Если в ранних публикациях говорили о школьной зрелости, которая включала в себе 3 направления: интеллектуальная зрелость, эмоциональная зрелость, социальная зрелость, то новый стандарт рассматривает готовность детей к школе с четырех позиций: физическая готовность, эмоционально-личностная готовность, интеллектуальная готовность и социальный аспект готовности.
Физическая готовность определяется общим развитием ребенка, его состоянием здоровья, уровнем функциональной зрелости ребенка, включая двигательные навыки и качества ребенка, физическую и умственную работоспособность.
В эмоционально-личностной готовности главную роль играет произвольность поведения, учебно-познавательная мотивация и формирование самооценки.
Интеллектуальная готовность предполагает развитие образного мышления, воображения и творческих способностей, а также основ словесно-диагностического мышления.
Социальный аспект готовности определяется развитием мотивов и элементарных навыков общения со взрослыми и сверстниками.
Портрет выпускника дошкольного образовательного заведения, с точки зрения предпосылок для формирования универсальных учебных действий может выглядеть следующим образом:
Виды универсальных учебных действий (УУД) Показатели сформированности учебных действий Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные