Дошкольник, к школе готов? Комплексно готов!

Дошкольник, к школе готов? Комплексно готов!

Когда речь заходит  о новом образовательном стандарте, чаще всего звучат фразы о формировании у учащихся начальной школы «универсальных учебных действий»,  «способности личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта».   В  переводе со специфического психолого-педагогического языка это значит, что образование в школе после введения нового образовательного стандарта направлено на развитие у детей способностей, которые формируют «УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ» или «способности к обновлению умений». Готов ли выпускник дошкольного образовательного  заведения, будущий первоклассник,  к тому, чтобы приобрести один из важнейших в человеческой жизни навыков?

Исследования готовности детей к школьному обучению показали, что она должна рассматриваться как комплексное понятие. Если в ранних публикациях говорили о школьной зрелости, которая включала в себе 3 направления: интеллектуальная зрелость, эмоциональная зрелость, социальная зрелость, то новый стандарт рассматривает готовность детей к школе с четырех позиций: физическая готовность, эмоционально-личностная готовность, интеллектуальная готовность и социальный аспект готовности.

Физическая  готовность определяется общим развитием  ребенка, его состоянием здоровья, уровнем функциональной зрелости ребенка, включая двигательные навыки и качества ребенка, физическую и умственную работоспособность.

В эмоционально-личностной готовности главную роль играет произвольность поведения, учебно-познавательная мотивация и формирование самооценки.

Интеллектуальная готовность предполагает развитие образного мышления, воображения и творческих способностей, а также основ словесно-диагностического мышления.

Социальный  аспект готовности определяется развитием мотивов и элементарных навыков общения со взрослыми и сверстниками.

Портрет выпускника дошкольного образовательного заведения, с точки зрения предпосылок для формирования универсальных учебных действий может выглядеть следующим образом:

Виды универсальных

учебных действий    (УУД)

Показатели сформированности учебных действий

Личностные

  • Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения
  • Проявление особого интереса  к новому, собственно школьному содержанию занятий, что проявляется, во-первых,  в предпочтении  уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа, во-вторых, адекватного представления о подготовке к первому классу
  • Предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома
  • Положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения в классе
  • Предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки дошкольным способам поощрения (конфеты,  сладости, подарки)

Регулятивные

  • Умение осуществлять действие по образцу или правилу
  • Умение удерживать заданную цель
  • Умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по замечанию взрослого
  • Умение контролировать  свою деятельность
  • Умение адекватно понимать оценку другого человека

Познавательные

  • Производить мыслительные операции сравнения,  обобщения, анализа, синтеза и классификации;
  • Выделять существенные и несущественные признаки объекта
  • Выделять параметры, поддающиеся измерению с помощью различных величин
  • Устанавливать взаимно-однозначные соответствия
  • Устанавливать аналогии
  • Использовать наглядные модели, отражающие пространственное расположение предметов или отношений между предметами

Коммуникативные

  • Потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;
  • Владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
  • Приемлемое (т.е. не негативное, а эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества;
  • Ориентация на партнера по общению;
  • Умение слушать и слышать собеседника