С целью выяснения уровня воспитанности своих учеников в 5 классе провела классный час на тему «Воспитанный (ая) ли я?» Были заданы 10 вопросов тестирования, отвечая на которых ученики должны поставить против каждого высказывания знаки: «да» - «+» или «нет» - «-». А вопросы разносторонние: они были и на месте родителей, и на месте собеседника.
Например, были вопросы такого содержания:
- Если тебе неожиданно приходиться задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дому, сообщаешь ли ты об этом родным (запиской, по телефону, через товарища, подругу)?
- Отложи на минутку книжку и осмотри дом не своими, а мамиными глазами. Нет ли в комнате вещей, которые лежат не на месте?
- Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки и дедушки, братьев и сестер?
- Стесняешься ли ты дома, в гостях, в музее подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?
- Родители угощают тебя апельсином, пирожным, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым? (А может быть, ты и вправду веришь, что взрослые не любят апельсинов, мороженного, сладкого?)
А в конце сверяли свои ответы с предполагаемыми: ответы немного отличаются.
Вместе с классным руководителем ученики сформулировали правила общения и оформили в виде памятки:
- Уважай собеседника.
- Будь тактичен.
- Не принижай достоинств собеседника, не ставь его в неловкое положение.
- Будь внимателен к собеседнику.
- Умей слушать и слышать собеседника, не перебивай его.
- Стремись к взаимопониманию.
Яковлева Л.П. – классный руководитель 5 класса.