Незнайкина совесть (ответственность за свои поступки).

С целью сформирования  представления учащихся об ответственности за свои поступки, нравственный выбор, помочь в осмыслении нравственного понятия «совесть» в 5 классе  провела классный час – рассуждение на тему «Как совесть Незнайку мучила».

Классный час начался со слов Жан Жак Руссо «Совесть! Без тебя нет во мне ничего, возвышающего  меня над животными».

Затем  детям прочитала  отрывок из романа Н.Носова «Незнайка в Солнечном городе», где Незнайка  превратил коротышку в осла только за то, что тот  нечаянно  толкнул его. А затем Незнайка, когда уже вечером лёг спать, никак не мог уснуть. Он  лежал в темноте, ворочался с боку на бок и грустно вздыхал. Мысленно разговаривал сам с собой, и от этого ему казалось, что с ним разговаривает какой-то находящийся внутри него голос.

Нет,  он не разговаривал сам собой, а разговаривал со своей  совестью.

 После отрывка организовали обмен мнениями среди учащихся по вопросам:

1. Почему Незнайка не мог заснуть?

(Его мучила совесть, он превратил коротышку в осла.)

2. Думал или нет Незнайка о последствиях своих поступков?

(Нет, он поступил необдуманно,  безответственно. Поэтому пострадал  другой человек.)

3. А что такое ответственность?

Ответы были простые, детские, но все правильные.

            Подытоживая ответы учащихся, пришли к выводу, что ответственность это необходимость отвечать за свои поступки. Способность человека сознательно выполнять определенные требования и осуществлять поставленные задачи.

4. Почему Незнайка не доволен своей совестью?

            (Она ему вовремя не подсказала, как себя вести, она у него маленькая.)

5. Мог Незнайка поступить иначе? Был ли у него выбор?

            (Да, он мог не превращать коротышку в осла, но разозлился и сделал это.)

6. Бывали с вами случаи, когда совесть спала? Как вы поступали в этих случаях?

7. Что бы вы посоветовали Незнайке?

Советы  были разные, но в итоге  ученики вместе с классным руководителем  сделали вывод, что человек должен  всегда работать над собой, чтобы  совесть не мучила  его за совершённые поступки, чтобы она не оставалась «маленькой».

Ученики  после такой беседы остались вдохновлёнными, более  открытыми и, на мой взгляд,  более ответственными. 

 

                                                       Яковлева Л.П. – классный руководитель 5 класса.