Не говори «да», если хочешь сказать «нет».

Человек живёт в мире стереотипов – и это неплохо: они помогают экономить массу времени. Они же и мешают, обедняя наши эмоции. Например, приветствие. Как мы здороваемся с близкими людьми? Обычный «Привет»,  обычное «Как дела?»

   А теперь попробуем приветствовать друг друга нетрадиционно:

- ладонями,  только их тыльной стороной;

- плечами, касаясь  левым плечом правого плеча друга;

- лбами, но осторожно, чтобы не было синяков.

   Какие эмоции вы испытываете?

   Умножим эту радость, сделав друг другу подарки. Приятно и получать подарки,  и дарить  друг другу радость. Главное – от всей души. Привыкая к такому общению,  мы чаще всего с готовностью откликаемся на просьбы  друга помочь  ему в чём-то. Но иногда бывает и так, что  если нам и  хочется сказать «нет», но, побоявшись обидеть друга, мы соглашаемся и говорим «да».

    А вот  здесь возникает вопрос: как,  не обидев друга, надо сказать «нет»?

Отвечая на этот вопрос, ученики дали самые разнообразные ответы. У каждого ответ зависит от его характера, от его воспитанности.

Вывод один: каждый человек должен уметь постоять за свои интересы, просто сказав «нет».

   На классном часе   ученики попробовали осознать, в какой форме можно сформулировать  отказ и как сказать  человеку «нет», когда они этого  захотят.

     Вместе с классным руководителем пятиклассники  обсуждали несколько ситуаций. Например: одноклассник  просит в столовой одолжить мелочь на булочку.  Но он вечно просит  об этом и никогда не возвращает деньги.

«У меня нет мелочи. Дай   пять рублей». Как отказать ему?

    Обсуждали результаты, отмечали недостатки и достоинства формулировок .В ходе классного часа ученики, надеюсь, убедились, что коротенькое слово «нет»  может решить важные для них  проблемы. Но и сами проблемы, и само «нет» могут быть большими и  маленькими.

А чему во взрослом мире необходимо говорить «нет»?

 

                          Яковлева Л.П. – классный руководитель 5 класса.