Человек живёт в мире стереотипов – и это неплохо: они помогают экономить массу времени. Они же и мешают, обедняя наши эмоции. Например, приветствие. Как мы здороваемся с близкими людьми? Обычный «Привет», обычное «Как дела?»
А теперь попробуем приветствовать друг друга нетрадиционно:
- ладонями, только их тыльной стороной;
- плечами, касаясь левым плечом правого плеча друга;
- лбами, но осторожно, чтобы не было синяков.
Какие эмоции вы испытываете?
Умножим эту радость, сделав друг другу подарки. Приятно и получать подарки, и дарить друг другу радость. Главное – от всей души. Привыкая к такому общению, мы чаще всего с готовностью откликаемся на просьбы друга помочь ему в чём-то. Но иногда бывает и так, что если нам и хочется сказать «нет», но, побоявшись обидеть друга, мы соглашаемся и говорим «да».
А вот здесь возникает вопрос: как, не обидев друга, надо сказать «нет»?
Отвечая на этот вопрос, ученики дали самые разнообразные ответы. У каждого ответ зависит от его характера, от его воспитанности.
Вывод один: каждый человек должен уметь постоять за свои интересы, просто сказав «нет».
На классном часе ученики попробовали осознать, в какой форме можно сформулировать отказ и как сказать человеку «нет», когда они этого захотят.
Вместе с классным руководителем пятиклассники обсуждали несколько ситуаций. Например: одноклассник просит в столовой одолжить мелочь на булочку. Но он вечно просит об этом и никогда не возвращает деньги.
«У меня нет мелочи. Дай пять рублей». Как отказать ему?
Обсуждали результаты, отмечали недостатки и достоинства формулировок .В ходе классного часа ученики, надеюсь, убедились, что коротенькое слово «нет» может решить важные для них проблемы. Но и сами проблемы, и само «нет» могут быть большими и маленькими.
А чему во взрослом мире необходимо говорить «нет»?
Яковлева Л.П. – классный руководитель 5 класса.