Гордость села – это школа.

    Испокон веков образовательное учреждение становится сосредоточием и центром активной жизни в селе.  (фото школы)

  Современная  сельская школа рассматривается  нами как наследница культурно- педагогических традиций, заложенных деятелем  земского образования и известными педагогами страны. Основное предназначение сельской школы заключается в духовном и культурном развитии учащихся, формирования у них характерных черт ментальности сельской жизни и  крестьянского самосознания. Наша школа пропускает это через себя уже свыше векового показателя со   школы  грамотности  в  деревне  Кабацкой и упирается   сегодня в муниципальное образовательное учреждение, учредителем которого является администрация района, в лице отдела образования, культуры и спорта.  Забегая вперед хочу сказать, что свое выступление не буду акцентировать на историческое прошлое, а остановлюсь над тем, чем дышит школа на сегодня, т.к. 120 летняя история  раскрывается во 2 части нашего праздничного мероприятия.

    Народная мудрость гласит: «Кто хочет что-либо делать- ищет партнера и способы деятельности,  кто не хочет делать- ищет препятствия». (слайд будни школы)

 Что мы делаем сегодня, о чем мечтаем? Мы мечтаем о хорошей школе. Той самой, о которой писал Сухомлинский: «В хорошей школе чисто и уютно, психологически комфортно, физически безопасно. В хорошей школе ученики обучены и воспитаны, а учителя профессионально пригодны и добросовестны». В непростом таком созидании такой школы мы очень рассчитываем  на помощь наших социальных партнеров, которые мы нашли в лице родителей, представителей общественных организаций и учреждений села.  Хочется отметить, что во всех вышеупомянутых учреждениях работают  родители наших учеников, выпускники. Также ставшие родителями. Это во многом  облегчает установления партнерских отношений и связей. Родители принимают участие в принятии основных решений по вопросам жизнедеятельности школы через совет школы, общешкольные родительские собрания, попечительский совет.  Мы выделяем несколько направлений партнерства:

  • Организационно- хозяйственное (обеспечение жизнедеятельности)
  • Социальная защита детей
  • Организация дополнительного образования и досуга детей
  • Организация работы с родителями
  • Проведение совместных проектов

   Основной формой организации обучения в нашей школе является классно-урочная система. В то же время созданы условия и для индивидуального обучения.

    Школа на сегодня в типовом здании отметила тридцатилетний юбилей, где предусмотрен необходимый объем санитарно-гигиенических условий. Школьная столовая рассчитана на 60 посадочных мест. Питаются в школе за счет добровольных пожертвований родителей. C января 2009 года в школе введено 2-х разовое питание. Учащихся в школе обслуживают  врачи и медсёстры офиса врача общей практики, имеется медицинский кабинет.

    Во время учебно-воспитательного процесса организована охрана жизни и здоровья

учащихся.

    Одной их важных проблем, над которыми работает школа: воспитание личности ребёнка на национальных, трудовых и боевых традициях народа, по патриотическому воспитанию. В патриотическом воспитании подрастающего поколения большую помощь оказывает  школьный историко-краеведческий музей. Три года подряд историко-краеведческий музей школы становится победителем на районных конкурсах музеев и принимает активное участие на республиканских конкурсах. В 2005 году в республиканском конкурсе школьных  музеев  стала дипломантом 1 степени. (слайд музей)

   

 

Формирование образовательного пространства в школе, стимулирующего высокое

качество обучения и развитие потенциальных возможностей учащихся, обеспечивается:

• стабильным педагогическим коллективом;

• развитой материально-технической базой;

• рациональным использованием финансовых ресурсов.

    Педагогический коллектив школы представлен опытными квалифицированными

педагогами. Всего персонала 23 человека. Основной состав (более 58%) включает учителей со стажем работы более 20 лет, обладающих  в основном первой квалификационной категорией. (слайд) 2 педагога имеют звание «Отличник народного просвещения», 1 педагог имеет «Орден Трудовой Славы III степени», 4 педагога-ветерана имеют звание «Заслуженный учитель Чувашской Республики».

 

    За свою историю с 1942 года по 2009 год средняя школа выпустила 67 выпусков, более 4000 выпускников, среди них 12 докторов наук, 4 мастера спорта мирового класса, 1 кандидат в мастера спорта, несколько десятков врачей, учителей, инженеров, военнослужащих и т.д.  Поступаемость выпускников в ВУЗы в среднем составляет 60%, ССУЗы и другие учебные заведения – 40%. Посетители сегодняшнего мероприятия ознакомились в школе со всеми этими выпусками: их численным составом и историческими фотографиями.(слайд диаграмма поступаемость)

  Школа тесно взаимодействует с родителями и общественностью. Ежегодно при подготовке школы к учебному году активную помощь школа получает от родителей. Наша школа, расположенная  в центре 7 населенных пунктов, является социокультурным центром. Родительские всеобучи, различные культурные мероприятия, разработки программ позволяют улучшать результаты воспитательной работы и проведения образовательного процесса. Не только родительская общественность, но и  выпускники школы  поддерживают тесную связь и помогают пополнить внебюджетные средства. Также внебюджетные средства пополняются в счёт ведения подсобного хозяйства и предпринимательской деятельности. (Слайд фото) Средства  вкладываются  для подготовки школы к новому учебному году. В текущем  году  более 70 тыс. рублей за счет ведения подсобного хозяйства вложено для капитального ремонта здания дошкольной группы.

Педагогический коллектив школы бережно хранит традиции демократической    школы, реализуя на высоком уровне программы:

• дошкольного образования

• начального общего образования

• основного общего образования

• среднего (полного) общего образования.

Сегодня в школе обучение ведется с 1 по 11 классы. Средняя наполняемость классов

12 человек.

За последние 3 года отмечается тенденция сокращения общей численности учащихся с 160   в 2007-2008 учебном году до 128 человек в 2009-2010 учебном году  Для сравнения в 1996-1997 учебном году в школе обучалось 296 учащихся. (слайд диаграмма)

      В последнее время  в общегосударственном масштабе проблемным вопрос рождаемости детей. В работу вступили несколько проектов и программ в данном направлении. Сельские дошкольные образовательные учреждения, начальные школы стали испытывать малокомплектность. На сегодня численность детей в трех дошкольных группах составляет 43 ребенка, это 1\4 часть охвата в районном масштабе.

      Школа за последние 10 лет идет по пути устойчивого развития и имеет хорошие результаты обучения и воспитания как на уровне района, так и на уровне республики, принимает активное участие во Всероссийских конкурсах и слетах.

Хорошо поставлена в школе работа по подготовке к ЕГЭ.  (слайд диаграмма)

За последние годы средний балл по обязательным предметам ЕГЭ не ниже среднего балла общеобразовательных школ республики,  а в рейтинге по району школа находится на 1-ом месте. Средний балл по предметам за последние годы стабильно держится на уровне 4,2-4,3 балла, качество обученности (освоившие учебные программы на «4» и «5») составляет в среднем 82,2%. Успеваемость по школе составляет 100%. Подтверждение этому и как следствие этого: у учащихся  растут показатели. В течении пяти лет ежегодно 2 ученика становятся стипендиатами главы Шумерлинского района. В 2008 году Краснов Юрий стал президентским стипендиатом. А в этом году мы его утроили. Это колоссальный успех школы. Данилова Марина, Данилова Виктория, Попова Вероника стали стипендиатами Президента Чувашской Республики.

Таким образом, школа, являясь массовой, в которой обучаются все дети, обеспечивает каждому потребителю образовательных услуг освоение образовательного стандарта. (слайд олимпиада)

В рамках Республиканской программы «Одаренные дети Чувашии» в школе создана своя система работы с одаренными детьми: это участие в различных олимпиадах. Ежегодно прослеживается положительная  динамика участия и количество призовых мест на районных олимпиадах. За последние три года уверенно держались в числе лидеров. В 2008-2009 учебном году ученица 10 класса Данилова Марина заняла 3 место в республиканской олимпиаде по чувашскому языку  и литературе. (слайд фото)

Ежегодно уделяется большое внимание вовлечению школьников в научно – исследовательскую деятельность. В практику школы вошло проведение научно-практической конференции школьников, призеры этой конференции принимают активное участие на районных конкурсах и занимают призовые места.

В целях ранней профилактики правонарушений среди детей и молодежи,  привлечения лидеров ДОО «Единство» к участию в решении проблем профилактики  правонарушений, обучения родителей и педагогов своевременному выявлению трудновоспитуемых и предотвращению правонарушений школа работает по программе «Профилактика правонарушений в школе». За последние 10 лет в школе нет учащихся, состоящих на учете ПДН.

С 2003-2007 годы школа  работала по программе «Школа – центр охраны здоровья школьников». Заняла 1 место в республике по санитарно-гигиеническому воспитанию среди сельских школ. С 2007 по 2009 годы реализовала программу «Школа – социокультурный центр села». В рамках этой программы проведено множество совместных мероприятий  с социумом и реализованы социально значимые акции в микрорайоне села. С 2009 года мы  начали реализацовать образовательно-воспитательную программы «Школа безопасности дорожного движения».

Для реализации данной программы действует кружок ЮИД. Кружок прививает знания  по основам ПДД, основам страхования, первой доврачебной помощи, учит безопасной езде на велосипеде в автогордке» (слайд ЮИД)

Школа является пятикратным чемпионом республики в конкурсе «Безопасное колесо» с 2005-2009 годы. Активные участники Всероссийских слетов шесть членов данного движения стали лауреатами Всероссийских конкурсов. В 2008 году принимали участие на 3 Межгосударственном слете. В 2007, 2009 году ЮИДовцы  школы удостоились бесплатных путевок во Всероссийский лагерь «Орленок» и побывали на смене лидеров юидовского движения. В 2009 году Лукин Андрей и Исаков Денис заняли 1 место в конкурсах «Фигурное вождение велосипеда» и «Правила дорожного движения». Свое лидерство в Республике подтвердили всего более 60 грамот в различных конкурсах. (слайд ЮИД).

Материальная база школы пополнилась различными призами: телевизорами, DVD проекторами, музыкальным центром, магнитофонами и т.д. Личным вкладом Главы администрации Шумерлинского района Мурашкина В.А. приобретены наглядные обучения по ПДД на 10 тыс. рублей. В этом году заасфальтирована и подготовлена площадка под Автогородок на сумму более 400 тыс. рублей.

     Ежегодно на базе нашей школы проводятся мероприятия районного масштаба, такие как: районный слет ЮИД, дни деревень, книжкины недели и другие.

   Классный руководитель – ключевая фигура в воспитательной работе.      

Творчески подходят к своей работе все классные руководители. Ежегодно классные руководители  школы  принимают активное участие на районных мероприятиях и профессиональных конкурсах.  В 2007-2008 учебном году на районном конкурсе «Самый классный классный» Павлова Г.М. заняла 2 место  среди классных руководителей начального звена,  Константинова Е.Г. -3 место, среди классных руководителей старшего звена, в  2008-2009 учебном году Матвеева Л.Н.. – классный руководитель 4 класса, заняла 2 место  среди классных руководителей начального звена, Ефатерова Л.Н, – классный руководитель 7 класса -2 место среди классных руководителей среднего звена. (слайд кружки)

Школа из года в год все более активно участвует практически во всех конкурсах и спортивно-массовых мероприятиях, как на районном, так и на республиканском уровнях.

По итогам года  третий год подряд занимает 1 места на районной спартакиаде школьников по физической культуре. Такие достижения говорят о хорошем уровне физической подготовки учащихся, о слаженной работе учителя физкультуры Николаева В.В. и руководителя кружка ВПК «Авангард» Иванова Г.М. Общее количество учащихся, принявших участие на разных районных и зональных соревнованиях составляет более 60 человек (из 3-11 кл.), что равно 40% от общего числа учащихся. Охват учащихся оздоровительными мероприятиями составляет 100%. (слайд спортвиный)

 Школа из года в год стремится выявить таланты и в последующем их развивать. Уделяется большое внимание системе дополнительного образования.

      Необходимо отметить, что кружки в школе  работают очень плодотворно.

Ихняя работа направлена на  выполнение следующих конкретных задач: обеспечивать наиболее раннее выявление склонностей и способностей детей, прогнозировать и осуществлять индивидуальную программу творческого развития каждого  ребенка. Очень важно формировать художественно-образное мышление, расширять творческий потенциал учащихся; развивать культуру восприятия и оценки  художественно-    эстетического явления и предмета; ориентировать детей на профессиональное определение.      (слайд авангард)       

   На  занятиях кружка ВПК «Авангард» ( руководитель Иванов Г.М.)

формируются личные качества, необходимые для службы в Вооруженных Силах РФ. Совершенствует  разностороннее физическое развитие учащихся  и укрепляет  здоровье.

    Плодотворно работает кружок «Юные геологи».Руководитель Филиппова В.Н. Целью кружка является привитие любви к родному краю, профориентация юного поколения и выявления одаренных детей, увлеченных геологией, минералогией, палеонтологией и другими дисциплинами геологического направления. (Слайд геологи)

На республиканской олимпиаде по геологии в заочном туре – Данилова Виктория, Данилова Марина – заняли 3 место, Попова Вероника – 2 место.

На 2- ом Республиканском слете юных геологов в общекомандном зачете заняли 1 место. Приняли активное участие на Всероссийском слете  юных геологов в г. Таганроге Ростовской области. Стали победителями в номинациях «гидрология», «Геологическая выствака», «Геологическая сказка», «Подделки из камня». (слайд художники)

 

Занятие кружка  «Мастера кисти»  (руководитель Иваничева Е.П.) регулярно посещают  учащиеся из начального, среднего и старшего звена, они же являются активными участниками различных районных художественно-эстетических конкурсов. В школе регулярно проводятся выставки работ кружковцев. Помогают в оформлении зала  при проведении различных праздников. Работы членов данного кружка заслуживают особой похвалы. Кружковцы являются абсолютными лидерами в районе практически на всех конкурсах рисунков. В 2006 году работа Никонорова Д. удостоена Диплома в конкурсе «Люблю тебя, Петротворенья!» в  г. Санкт- Петербург. Не перечесть численность грамот на республиканских конкурсах, их более 2 десятков. (Слайд музыкальный)

 

   Приобщение детей к народной музыке  осуществляется в кружке «Лейся, песня!» (руководитель Малышкина Г.А ) - одна из важнейших задач музыкального воспитания. Мы все больше и больше отдаляемся от тех времен, когда народное музицирование было почти единственным видом музыкального искусства села. И вполне естественно, что многое забывается. Занимаясь в кружке «Лейся, песня!» дети знакомятся музыкальным национальным богатством, открывают для себя  «бабушкин сундук», достают самое ценное – песни, пляски, которые гораздо сильнее по своему воспитательному и эстетическому  воздействию, чем заполнившие все каналы вещания образцы так называемой современной музыки. Результаты подтверждаются Дипломом 1 степени в республиканском  конкурсе «Звонкоголосое детство» в 2007 году, 1 местом в зональном этапе районного конкурса патриотических песен «Отчизне посвятим» в 2008 году, 1 местом на районном конкурсе самодеятельности художественного творчества «Звездный серпантин». «Ростки возрождения» и т. д. (Слайд Капитонова)

   У замечательного русского поэта Николая Гумилева есть слова о том, что людей пора лечить писанием стихов. Он имел в виду, что поэзия делает людей добрее, умнее и внимательнее друг к другу. Лечебная процедура стихами осуществляется в кружке «Ростки возрождения»  и «Русское слово  (руководители Григорьева З.А. и Капитонова В.Н.) Здесь занимаются дети, разные по возрасту, по уровню подготовки. Занятия здесь ведутся по одноименной авторской образовательной программе, цели которой -развитие творческих способностей школьников через «погружение» в родную и русскую этнокультуру, приобщение детей к чувашской  и русской литературе, развитие  их устной и письменной речи. В 2006 году Григорьева Мария, Ундрицова Наталья стали победителями в республиканском конкурсе «Дети и книга», в 2008 году Архипов Владимир стал победителем в республиканском литературном конкурсе «Букварьтен илемле литературана сити». (Слайд школа)

   Оппоненты  скажут: «как все гладко и складно!», «Неужели нет никаких проблем?» Проблемы есть. Они в любой деятельности есть, но их нужно преодолеть. Просто за всем тем,  что получается - стоит колоссальный труд небольшого коллектива нашей школы и окружающего его социума. Именно сплоченный и колоссальный труд позволило школе 3 года подряд стать обладателями Гранта  главы Шумерлинского района.

  Школа издавна является  главным фактором жизнеспособности села, сохранения и развития традиции, формирования социально-экономической среды. В селе до сих пор бытуют старинные обряды, песни, предания, родившиеся в глубине веков. История школы – это история села. Мы молодое поколение чтим память 120 летней давности. И впредь дай вам бог доброго здоровья продолжить благородное дело сохранения истории села.  Гордость села – это школа. Школа была, есть и будет!

 

                                                   Процветай, родная школа!

                                                   И живи так много лет.

                                                   Поздравляю с юбилеем

                                                   И желаю лишь побед!