Особенности воспитания детей в чувашских семьях

В этом учебном году в 10 классе для изучения чувашской литературы отведён всего 1 час. И поэтому на классных часах стараемся затрагивать вопросы, касающихся обычаев и нравов   родного чувашского народа.  При изучении чувашской литературы конца 19 века  на уроке встал вопрос об особенностях воспитания детей в чувашских семьях. Ребятам было объяснено то, что у чувашей издавна каждый человек за свою жизнь обязательно должен был сделать два важных дела: ухаживать за стариками и вырастить своих детей достойными людьми.

Семья – для чуваша самое главное богатство. В любой семье к старшему поколению относились с любовью и уважением. С особой любовью и почетом относились к матери. Муж и жена уважали друг друга. Главной целью семьи было воспитание детей. В чувашских семьях никогда не было брошенных детей, сирот забирали к себе или родственники, или соседи и растили их как своих детей. И И.Я. Яковлев таким же образом был усыновлён чужими людьми, никто даже в семье не заводил разговоры об этом. Об этом он узнал через несколько лет случайно. Большое внимание в воспитании детей уделяется приучению с малых лет труду и дружелюбию. Об этом известный чувашский этнограф  Г.Т. Тимофеев пишет в своей книге «Девять деревень».  Часто в воспитании детей принимали участие и сами дети: старшие воспитывали младших. К основным методам нравственного воспитания детей в чувашских семьях являются разъяснения  в виде пословиц и поговорок, сказок и рассказов о старине. У чувашей есть такой обычай: приучать детей с малых лет труду, привить любовь к Родине и народу, развивать в детях ум, память, любовь  к  прекрасному и с детства заботиться о своём здоровье, развиваться физически. С детства детей приучали к бережному отношению к своим вещам и умению вести себя на людях. Вот о чём часто на уроках чувашской литературы и на классных часах ведутся разговоры в 10 классе.

З.А.Григорьева, классный руководитель 10 класса