Концепция экологического образования в системе общего образования



Концепция экологического образования в системе общего образования

Общие положения

Концепция экологического образования (далее - Концепция) представляет собой систему взглядов на совершенствование экологического образования, направленного на формирование основ экологической культуры обучающихся в сфере общего образования Российской Федерации.

Экологическая культура обучающихся является интегральным результатом непрерывного экологического образования, последовательно и преемственно осуществляемого на всех уровнях общего образования от дошкольного до среднего общего образования.

Настоящая Концепция разработана с учетом положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года № 400, Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации и направлена на реализацию полномочий Правительства Российской Федерации по созданию условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры, определенных новым пунктом е6 части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации.

Реализация Концепции будет способствовать достижению национальныхцелей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»: благополучию людей, сохранению их здоровья; созданию комфортной и безопасной среды для жизни.

I. Значение экологического образования в современном мире

В XXI веке в условиях развития науки экологии, представлений о взаимосвязях природных, социальных и экономических процессов в окружающей среде и появлением новых этических норм взаимодействия человека с природой, содержание современного экологического образования в системе общего экологического образования существенно изменяется. Оно выходит за рамки изучения основ био- и геоэкологии, вопросов охраны природы и превращается в интегрированную естественнонаучно-гуманитарную область фундаментальных и прикладных экологических знаний.

Сформировавшиеся в течение десятилетий традиции отечественного экологического образования не утрачивают своей значимости, но переосмысливаются в условиях новой реальности. Экологическое образование как изучение науки экологии рассматривается как необходимое, но

недостаточное условие формирования экологической культуры. Его содержание дополняется источниками из области философии, литературы, искусства, права, этики, народного творчества, исторического и краеведческого материала.  Возрастает мировоззренческая функция экологического образования.

Экологическое образование становится платформой образования в интересах устойчивого развития – генеральной гуманитарной стратегии человечества в XXI веке.

Расширяются представления об экологической культуре, необходимом условии перехода нашей страны к экологически безопасному социально-экономическому развитию на основе изменения мировоззрения и поведениялюдей.

Встает проблема реализации экологическим образованием культуротворческой миссии – формирования у обучающихся основ экологической культуры в интересах устойчивого биосферосовместимого развития взаимодействия человека и общества с природой.

От уровня экологической культуры общества в целом и экологической культуры каждого гражданина сегодня зависит сохранение природы, и самосуществование человека, успешность реализации стратегических планов устойчивого развития России и выполнение ею роли экологического донора планеты –поддержания экологического равновесия биосферы.

Достижение высокого уровня экологической культуры является показателем развития человеческого капитала страны, качества жизни россиян, национальной безопасности страны, ее конкурентоспособности в мире.

Высокий уровень экологической культуры населения может быть обеспечен только при условии последовательно реализуемой государственной политики по совершенствованию системы экологического образования и просвещения разных слоев населения нашей страны.

II. Проблемы развития современного экологического образования

Серьезным препятствием в реализации задач экологического образования по формированию основ современной экологической культуры обучающихся является проблема обеспечения его целостности, непрерывности и системности.

Сегодня экологическое образование реализуется по многопредметной модели и фрагментарно представлено мало связанными между собой «экологическими составляющими» содержания различных предметных областей. Отсутствует ценностно-мировоззренческая целостность содержания экологического образования. Не разработаны интегрированные показатели результатов экологического образования обучающихся и его мониторинга в

образовательной организации.

Остается низкой и осведомленность большинства педагогических работников о задачах современного экологического образования, его связи со стратегическими задачами социально-экономического и научно-технического развития нашей страны. Сохраняется серьезная проблема с подготовкой кадров для осуществления экологического образования, отвечающего современным

вызовам.

Все это является причиной низкого уровня экологической грамотности и экологической культуры обучающихся.

 Весомый вклад в экологическое образование детей и молодежи вносит внеурочная деятельность, дополнительное образование и программы воспитательной работы. Однако экологическая тематика в них также разрозненна, носит узкоспециальный, а не общекультурный характер, охват ими участников невелик (по результатам обследования РАО – от 4% до 7% в разных субъектах РФ).

Система государственного мониторинга результатов экологического образования отсутствует, что затрудняет анализ динамики результатов и создает проблемы в ежегодной отчетности Росстата в ООН по реализации в России экологического образования в интересах устойчивого развития.

III. Цель и задачи Концепции

Целью Концепции является совершенствование экологического образования для формирования у обучающихся базовых основ современной экологической культуры (экологической культуры в целях устойчивого развития).

На достижение этой цели направлено решение следующих задач.

Обновить экологическое образование в системе общего образования на основе разработки и внедрения:

унифицированного понятийно-терминологического аппарата, отражающего особенности современного экологического образования (метаязык);

базовой модели экологической культуры обучающихся;

механизмов преемственности и непрерывности формирования базовых основ экологической культуры обучающихся на различных уровнях образовательной системы;

критериев, показателей и способов оценивания результатов экологического образования.

Модернизировать систему подготовки и дополнительного профессионального образования педагогических работников и специалистов в области экологического образования, обеспечивающих обновление системы экологического образования в целях формирования современной экологической культуры обучающихся.

Обеспечить совершенствование системы экологического просвещения участников образовательных отношений во взаимодействии общеобразовательных организаций с организациями просвещения, культуры, средств массовой информации.

IV. Основные направления обновления экологического образования

Разработка и внедрение критериев и показателей результатов современного экологического образования, а также способов их оценки, включая:

экологическую грамотность (знание основных экологических закономерностей; умение выявлять экологические проблемы, рассматривать варианты их решения, делать выбор на основе научных знаний и экологических ценностей; прогнозировать условия практического решения проблемы, в том числе, путем личного посильного участия);

эколого-культурную грамотность (знания и ценностные установки, специфические для экологической культуры, включая особенности и исторические этапы ее развития; экологические традиции народов России как основу культурной самоидентификации личности);

экологически безопасное поведение (умение применять на практике принципы экологосообразного поведения, контролировать свой «экологический след»);

экологическое мышление (способность выявлять связи природных, социальных и экономических процессов на локальном, региональном и глобальном уровнях);

экологически ответственное мировоззрение (система взглядов, оценок, суждений о мире, своем месте в нем на основе осознания неотвратимости действия экологического императива и неизбежности биосферосовместимого образа жизни с минимизацией своего «экологического следа» в окружающей среде).

Обновление подходов к проектированию содержания экологического образования на основе:

культурологической теории содержания общего образования (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, И.М. Осмоловская);

отражения в содержании образования экологических компонентов наук, философии, права, литературы, искусства, религий, традиций экологосообразного поведения народов России;

выделения экологической тематики в содержании общего образования на допредметном уровне его конструирования, с последующим «опредмечиванием» основных положений в содержании учебных предметов и внеурочной деятельности и интеграцией полученных результатов в учебно-

проектной и учебно-исследовательской деятельности.

Включение в содержание экологического образования ключевых понятий, отражающих особенности экологического образования в интересах устойчивого развития: устойчивое (биосферосовместимое) развитие, экологический императив, экологическая этика, социоприродная экологическая система, экологическое качество окружающей среды, природное и культурное наследие и др.

Совершенствование педагогических механизмов достижения базовых основ экологической культуры как интегрированного результата экологического образования, включая:

сотрудничество педагогических работников с разным функционалом по реализации экологической тематики в общеобразовательной организации о формированию базовых основ экологической культуры обучающихся;

координацию экологического, патриотического, нравственного и гражданского воспитания обучающихся и просвещения родителей;

согласование действий педагогов общего и дополнительного образования по реализации ключевых интегрирующих идей экологического образования на основе базовой модели экологической культуры личности;

расширение сетевых форм взаимодействия организаций образования, науки, культуры и просвещения по распространению ключевых интегрирующих идей экологического образования в интересах устойчивого развития.

Обеспечение преемственности и непрерывности формирования базовых основ экологической культуры по уровням общего образования.

Дошкольное образование закладывает основы первичной эколого- культурной грамотности ребенка, ценностные экологические (экоцентрические) установки. Реализуются задачи нравственно-экологического воспитания.

Начальное общее образование и 5-6 классы основного общего образования – этап формирования основ экологической грамотности, научно обоснованных и культуросообразных образцов (принципов) экологически безопасного поведения в окружающей социоприродной среде. Реализуется во взаимосвязи экологического и патриотического воспитания.

Основное общее образование (7-9 классы) – этап становления субъекта экологической культуры: формирования рефлексивно-оценочного экологического мышления; современной научной картины мира, основ глобальной компетенции; развития экологической и эколого-культурной грамотности; практического опыта осознанного применения экологического и

нравственных императивов; осмысления норм экологической этики. Реализуется

во взаимосвязи экологического, правового, патриотического и нравственного

воспитания.

Среднее общее образование – период становления экологически ответственного мировоззрения молодого человека на основе взаимообогащения экологической и эколого-культурной грамотности; систематизации знаний о мире и его ценностях, рефлексии своего места в нем, становления индивидуального субъекта экологической культуры; профессиональной

ориентации с учетом экологической проблематики. Реализуется во взаимосвязи эколого-патриотического, трудового, гражданского воспитания.

В процессе экологического образования формируется опыт освоения обучающимся социальных ролей: гражданина России, субъекта экологически безопасного образа жизни, экологически ответственного члена семьи, местного сообщества, ответственного потребителя, пользователя интернета, субъекта экологического просвещения и др.

Результаты экологического образования в сфере общего образования выступают основой для его продолжения на уровнях профессионального образования.

Развитие сферы экологического просвещения участников образовательных отношений.

Экологическое просвещение реализуется с учетом целей и задач экологического воспитания в системе общего образования, с использованием единого понятийно-терминологического аппарата системы экологического образования и просвещения. В этой работе сочетаются разные источники информации: науки, культуры, личного опыта.

Развитие эколого-просветительской деятельности является межведомственной задачей и задачей, решаемой на различных уровнях власти.

Формирование экологической культуры тесно связано с развитием гражданского общества и нацелено на консолидацию всех его сил в решении экологических проблем устойчивого развития местного сообщества на основе общности интересов в обеспечении благоприятной окружающей среды, здоровья населения, экологически безопасного социально-экономического развития России.

V. Механизмы реализации Концепции

Реализация направлений Концепции, ориентированных на формирование базовых основ экологической культуры обучающихся, должна предусматривать меры по:

разработке методологических и нормативных правовых оснований формирования базовых основ экологической культуры обучающихся;

актуализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования на основе базовой модели экологической культуры;

разработке и внедрению программного, учебно-методического обеспечения, цифрового контента для формирования и развития базовых основ экологической культуры на всех уровнях общего образования, дополнительного образования, просвещения;

модернизации системы подготовки и дополнительного профессионального образования педагогических работников, обеспечивающих формирование базовых основ экологической культуры обучающихся;

созданию и функционированию инфраструктуры инновационной деятельности, обеспечивающей формирование базовых основ экологической культуры;

созданию сети всероссийских, межрегиональных и региональных коммуникативных площадок в целях популяризации практик и поддержки молодежных и детско-взрослых инициативных сообществ по решению посильных экологических проблем;

вовлечение учащихся в разработку и распространению среди местных жителей, включая родителей, эколого-просветительской информации отражающей базовые основы экологической культуры;

созданию информационной цифровой среды, обеспечивающей и отражающей участие участников образовательных отношений в экологическом образовании и просвещении;

разработке и включению в перечень критериев оценки деятельности образовательных организаций показателей осуществления экологического образования и просвещения;

обеспечению мониторинга результатов экологического образования на разных уровнях: образовательной организации, муниципальном, региональном.

Государственная политика в сфере развития экологического образования и просвещения реализуется на основе проектного подхода в рамках Национальных проектов «Образование», «Экология», других федеральных и региональных проектов и программ.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации учитывают положения настоящей Концепции при разработке и реализации региональных программ социально-экономического развития.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализующие основные и дополнительные общеобразовательные программы, учитывают положения настоящей Концепции при разработке и реализации образовательных программ, программ просвещения, программ воспитательной деятельности и программ развития организаций.

Для реализации настоящей Концепции формируется соответствующий межведомственный федеральный проект или План мероприятий (дорожная карта).

Координация работ по реализации и методическое сопровождение Концепции осуществляется Министерством просвещения Российской Федерации совместно с Министерством экологии и природных ресурсов Российской Федерации во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общественными объединениями, заинтересованными организациями.

VI. Ожидаемые результаты реализации Концепции

В результате реализации Концепции будут обеспечены следующие эффекты:

повышение осведомленности участников образовательных отношений в вопросах экологически безопасного образа жизни, устойчивого (биосферосовместимого) развития;

повышение экологической грамотности участников образовательных отношений на основе базовой модели экологической культуры, в том числе путем вовлечения обучающихся в экологическое просвещение родителей;

обновление ресурсов (нормативно-правовых, программно-методических, кадровых, информационных и др.), необходимых для развития системы экологического образования и просвещения.

В качестве показателей реализации Концепции рассматриваются показатели реализации мероприятий федерального проекта или Плана мероприятий, такие как:

охват обучающихся образовательными программами непрерывного экологического образования (основного и дополнительного), эколого-просветительскими программами и мероприятиями для формирования основ экологической культуры для устойчивого развития;

доля образовательных и иных организаций, реализующих образовательные программы и ведущих просветительскую деятельность в области современного экологического образования и просвещения;

доля образовательных программ, содержащих ключевые термины экологического образования в интересах устойчивого биосферосовместимого развития.

Концепция разработана в Институте стратегии развития образования РАО.

2022 год

Авторский коллектив:

А.Н. Захлебный –академик РАО, док. пед. наук, профессор

Е.Н. Дзятковская –академик РЭА, док. биолог. наук, профессор

А.А. Мамченко–кандидат философ. наук, доцент

Л.В. Шмелькова–кандидат пед. наук, доцент